Задать вопрос: 8-800-200-68-24 бесплатно

Поиск товаров и услуг Краснодарского края

Цены на бензин в России за 20 лет выросли на 500%

Фотография:
Цены на бензин в России за 20 лет выросли на 500%

За последние 20 лет автомобильное топливо в России подорожало почти на 500%. Такой сравнительный анализ цен опубликовало издание Autonews.ru.

Если в начале 2000-х бензин стоил в среднем 8 рублей, то к 2020 году его цена достигла 46 рублей (рост на 475%).

Как в России бензин дорожал

В 2000 году литр бензина АИ-92 стоил 7,5 рубля, АИ-95 — 8,5 рубля. Но через два года Россия вышла из соглашения ОПЕК, после чего цена бензина резко выросла на 15%. Следующий скачок цен произошёл уже в 2004 году. К этому моменту АИ-92 стоил уже 13,6 рубля за литр, а АИ-95 — 14,46 рубля. Тогда правительству пришлось увеличивать экспортные пошлины и замораживать цены на бензин. Но позже мораторий сняли, после чего стоимость топлива вновь поднялась — в среднем до 21,5 рубля.

С 2008 розничные цены на бензин на некоторое время снизились, но потом продолжили свой рост. К 2010 году литр АИ-95 стоил уже 25,4 рубля, АИ-92 — 23,5 рубля. В этом Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвинила государственные корпорации «Газпромнефть», «Лукойл», «Роснефть» и ТНК-ВР, которые контролировали более 30% бензинового рынка России.

Новый виток роста начался из-за изменений в расчёте акцизов на топливо. В 2011 году акцизы стали считать, исходя не из октанового числа, а из класса экологической опасности. В итоге за три года бензин подорожал почти на 50%, и в 2012 году цены превысили психологический рубеж в 30 рублей за литр.

Ещё на 9% стоимость топлива подняло присоединение Крыма и последовавшие за ним международные санкции. В 2015 году средняя цена бензина в России составляла 34,5 рубля за литр, а в 2017-м — превысила 40 рублей за литр.

Очередной скачок нефтяных цен произошёл в мае 2018 года. К тому времени бензин уже стоил 41 рубль за литр, но в течение месяца резко подорожал до 44 рублей. Наряду с пенсионной реформой цены на топливо стали одной из самых острых тем года, поэтому властям пришлось замораживать оптовые цены для сетей АЗС и вводить новые налоговые правила. Впрочем, к 2019 году АИ-95 всё равно подорожал уже до 45,67 рубля, а в 2020-м — до 46 рублей и выше.

Стабильно высокие цены

Цены на бензин в России слабо зависят от нефти, стоимость которой в результате «чёрного понедельника» 9 марта упала до двадцатилетних минимумов. В Минфине поспешил успокоить, что ждать удешевления бензина в России не стоит, и цены на АЗС будут «стабильными». Чтобы предотвратить демпинг, российские власти даже запретили ввозить дешёвый бензин из-за рубежа.

То, что цены на российских заправках не падают, а растут, обусловлено устройством налоговой системы страны. Значительную часть в стоимости каждого литра бензина составляют налоги и акцизы. Кроме того, в России принят механизм сдерживания цен на нефтепродукты — демпфер. По нему в случае резкого повышения экспортной стоимости нефти государство компенсирует нефтедобывающим компаниям недополученную прибыль от заморозки цен на внутреннем рынке. А вот в случае резкого падения нефтяных цен, доплачивать государству начинают уже сами нефтяники. Примечательно, что совсем недавно, в марте 2020 года именно так и произошло: впервые за всё время существования демпферного механизма: в марте топливно-энергетические компании доплатили в бюджет 10,5 млрд рублей.

«Причины роста понятны. Стоимость российского бензина не привязана к цене нефти, которая составляет в цене литра всего 7%. А дорожает у нас бензин потому, что практически нет факторов, которые могли бы повлиять на снижение цен. Есть инфляция, есть налоговая нагрузка, кстати, которая в цене литра топлива занимает 60%», — утверждал президент Российского топливного союза Евгений Аркуша.

Спрос снизил предложение

Несмотря на статус нефтедобывающей страны, Россия находится лишь на 16-м месте в Европе по числу литров бензина, которые может себе позволить её гражданин на среднюю зарплату. Между тем за первую неделю апреля производство бензина в стране сократилось почти на 20%, сообщили в Минэнерго. Так, бензина пятого экологического класса произвели всего 648 000 тонн против 799 300 тонн неделей ранее, а на рынок отгрузили 554 200 тонн.

Такое снижение обусловлено прежде всего падением спроса: на фоне введённых из-за пандемии коронавируса ограничений россияне стали гораздо реже пользоваться транспортом. В ряде стран Европы спрос на бензин уже упал на 70%. По прогнозам Минэнерго, низкие цены на нефть и низкий спрос на топливо будут держаться примерно до сентября 2020 года.

Источник

13:30
150
RSS
Нет комментариев. Ваш будет первым!